Физтех в лицах
 команда Бардюр
команда БардюрКарты, GPS, ОтчетыКартыСеверная АбхазияОписание пути из Псху через Гудаутский перевал

Фото

Описание пути из Псху через Гудаутский перевал

Главная улица Псху проходит через все село с севера на юг. В нижней (южной) части села дорога заходит в буковой лес, где зигзагом падает на 150 метров по высоте к берегам самой Бзыби. Бзыбь здесь течет спокойно, широкой долиной. На берегах пасется скот. Идем вверх по течению, по навесному мостику пересекая ручей. Вскоре вновь хутора и забор. Здесь автодорога заканчивается. Это самая дальняя точка, до которой можно доехать на полноприводном автомобиле. Проходим направо по полям вдоль забора метров 100, и тропа уходит в затененный буковой лес, резко подымаясь по склону, чтобы обойти обрыв. Далее она так и идет по лесу, не набирая особо высоты и пересекая овраги и ручьи спадающие в Бзыбь. Сама полоска реки иногда мелькает слева между покрытых мхом стволов высоченных деревьев. Некоторое время тропа идет по красивой каменной полочке вдоль реки и снова спускается к реке, на поляну покрытую сочной травой и цветами. Несмотря на летнюю жару тут всегда прохладно, высокие стены каменные стены каньона затеняют поляну. Вскоре вместе с Бзыбью пройдем словно в каменные ворота в расширяющееся в юго-восточном направлении ущелье. Через два километра слева увидим долину Решавы, впадающей в Бзыбь, а еще через 500 метров мост через Бзыбь. Высота здесь 560 метров над уровнем моря. Несмотря на внешне ветхий вид и приличный возраст мост вполне надежен, по нему регулярно продолжают гонять скот. До Псху от моста около 9 км и этот путь займет порядка трех часов. От окончания села до моста тропа хорошо помечена заметками на деревьях и синей краской.

С правого берега Бзыби (по которому мы шли) мимо моста пройти не получится, а вот находясь на левом берегу, мост возможно придется поискать. Левый берег тут покрыт огромными лугами, а особенность всех местных троп тут такова, что поддерживаются они в основном за счет гоняемых на пастбища коров, или охотников перемещающихся верхом на лошадях. Пока тропа идет по лесу — все достаточно очевидно, но стоит ей выйти на луг, скот разбредается, а каждая лошадь находит свой путь, с наиболее вкусной по ее мнению травой. Такова ситуация и здесь.

Чтобы попасть на перевал Доу (Сухумский) после моста повернем налево. (см. соответствующее описание пути на Доу). Чтобы продолжить путь на Гудаутский перевал, нам надо около километра идти в обратном направлении (направо после моста), вниз по течению. Немного не доходя до притока Решава (другое название Решавие) тропа уходит с луга влево вверх по лесному склону. Если найти ее не удалось можно дойти до Решавы и подыматься по ней недолго вверх пока правый берег Решавы не превратится в высокий непроходимый прижим к воде. Тогда стоит немного вернувшись назад подняться по склону, через 50-100 метров крутого подъема вы пересечете тропу. Тропу здесь стоит держаться и не терять, она существенно сократит время пути. Первые 3-4 километров тропа идет в буковом лесу на небольшом расстоянии от Решавы, но спуск к реке не всегда возможен. Лишь в конце этого отрезка, на высоте около 700 метров над уровнем тропа идет прямо по берегу. Здесь последнее место, где до перевала можно разбить приемлемый лагерь. Сразу после правого притока Решавы, с перекинутым через него бревном, тропа начинает отдаляться от Решавы и уходить все круче и круче вверх по заросшему буками склону. Вскоре тропа вываливается на поросшую гигантским лопухом круто наклоненную поляну, откуда можно обозреть боковые ущелья и окрестные горы. Сверху поляны тропа уходит вправо, чтобы вновь круто вверх пойти по лесу (теперь уже появляются хвойные деревья). Какое-то выполаживание начинается только на высоте 1500 метров над уровнем моря. Здесь остается около полутора-двух километров до перевала. В зону альпийских лугов тропа так и не выйдет и весь ее путь через Бзыбский хребет на этом маршруте также покрыт глухим высоким лесом. Сначала надо попасть в скальный проход, называемый Волчьими Вратами. После него через 300 метров тропу пересечет ручей, с удобным местом под лагерь (1-2 палатки). И еще через 600 метров — перевал Гудаутский. От всей предыдущей местности на протяжении полутора километров перевал ничем особо не отличается, и лишь памятная табличка, посвященная героям Великой Отечественной, защищавшим этот проход от рвавшихся к Черному морю фашистов укажет, что перевал здесь. Высота над уровнем моря 1566 метров, подъем от бзыбского моста занимает около 7 часов.

Спуск с перевала идет по хребту, поросшему рододендроновыми кустами, первый километр — достаточно полого, с падением на 150 метров примерно за 1200 метров пути, но потом тропа, продолжая придерживаться хребта, все круче и круче спускается вниз. По началу, на покрытом старыми листьями дне букового леса, тропу можно еще потерять, то чем ниже мы спускаемся, меняется, выполаживаясь рельеф, все  чаще и чаще попадаются следы перегонного скота. Ниже 900 метров над уровнем моря становится даже сложно идти, настолько грязна и разбита копытами дорога. Последние 200 метров она идет по ручью, и вдруг, неожиданно, вываливается на речку. Река называется Макико.

При пути вниз, на юг, ориентироваться тут не сложно, а вот найти начало пути на Гудаутский перевал не очень очевидно. Поворот от реки вправо вверх, на впадающий ручей-тропу заметить невозможно, берега речки выглядят абсолютно одинаково, высоченный лес и плотные заросли кустарника по кромке берега. Ни тропы, ни скотопрогонной дороги по самой речке не видно, весенние паводки и лесовозные машины перемешивают камни, ветки, стволы. Пастухи в месте поворота могут ставить небольшую каменную пирамиду. Отмечено место поворота и синей краской на дереве. (Отметки синей краской идут отсюда и до самого Псху). Но лучший способ найти тропу — отсчитать ровно 200 метров от поворота течения Макико с юго-западного направления, на юго-восточное и внимательно изучать восточный берег реки.

В месте описанного поворота реки, на правом берегу Макико — есть нормальный выход (выезд лесовозов) на берег. Тут находится огромная поляна, а в дальнем ее конце стоянка пастухов. Стоянка получается на высоком (50 метров) берегу уже другой речки Мцага. Т.е. поляна эта зажата между Мцагой и Макико. При пути наверх, достигнув поляны и стоянки пастухов, стоит отойти от основной дороги направо под углом, пересечь поляну и попасть на Макико, где останется  200 метров до начала тропы на Гудаутский перевал. Ежели поляна пройдена без поворота насквозь, то метров через триста дорога выйдет к пастушьему балагану. Значит надо вернуться обратно на поляну, и отыскать Макико.

Вниз же, с этой поляны идет отличная тропа, когда-то раскатанная лесовозными машинами. Лесовозы заезжают сюда и в нынешние времена, но уже не очень часто, и рассчитывать на них, как на транспорт не стоит, зато с пути теперь уже точно не сбиться. Через два километра спуска выйдем на слияние Мцаги и Аапсты (Макико впадает в Аапсту выше по течению). Перейдем на левый берег Аапсты и продолжим путь. Примерно через километр первый брод через Аапсту. Дорога так и будет идти дальше, словно переплетаясь с рекой. Примерно десяток бродов, расстояние между которыми 50-100 метров. Если специально под броды у вас подготовлены сандалии, то лучше так в них и идти, не переобуваясь, пока после очередного брода, уже на правом берегу дорога начнет набирать высоту и отходить от речки. Через два километра выйдем на поляну, где установлен памятник трагически погибшему геологу Курочкину. Памятнику предшествует красивый водопад видимый на левом берегу. Лучшая точка обзора — спуститься к руслу реки и взобраться на огромный камень расположенный там, к камню приспособлена лестница. Возле памятника в Аапсту впадает справа река Шумная. При радиальном выходе-подъеме по ней вверх можно понаблюдать два красивый больших водопада (второй — 30-метровой высоты).

Очередного брода через Аапсту можно избежать, если пройти по тропинке чуть дальше по правому берегу, сначала через Шумную, а потом по очень красивому заросшему лианами подвесному мостику через Аапсту. До поляны с памятником Курочкина часто выбираются с пикниками туристы и местные. На полноприводном УАЗике или джипе до сюда можно вполне реально заброситься при начале пути, а если повезет, то и рассчитывать на попутку при спуске.

Следующие три километра Аапста и дорога по ее левому берегу пройдут в узком ущелье, в котором часто гуляют ветра. Сама Аапста прыгает несколькими красивыми водопадами на дне ущелья. Перед поворотом ущелья на запад выйдем к речке, и разрушенному мосту через нее. Это будет последний брод маршрута  Гудаутского перевала. На правом берегу тропа постепенно подымаясь отходит от речки и делает резкий разворот, заходя в Хабю. Это поселение, по сути — наполовину заброшенный огромный дачный кооператив. Очищенные от леса склона буйно поросли ежевичными кустами, которые в конце августа и сентябре станут для вас еще одним, тяжело преодолимым препятствием. Уж больно соблазнительно выглядят крупные ягоды в огромном количестве украшающие обочины пути. От начала тропы на перевал (возле речки Макико) до Хабю время спуска составит около 7 часов. От Хабю до села Ачандара 8 километров по хорошей дороге (хорошея для УАЗиков). Если не удалось уехать из Хабю, то из Ачандары это получится наверняка, до главной абхазской автомагистрали от Ачандары 13 км по асфальтированной дороге.