Физтех в лицах  
 команда Бардюр
команда БардюрКарты, GPS, ОтчетыКартыСеверная АбхазияОписание пути из Псху через перевал Доу

  Фото  
 
 
   
 
   
   
   
   
   
   
Описание пути из Псху через перевал Доу

От Псху до моста через Бзыбь - смотри в описании Гудаутского перевала.

После моста поворачиваем налево. Тропа бежит по мелколесью и лугам. После третьего ручья (достаточно большого водотока, а не мелкого ручейка) тропа пройдет еще метров 100, после чего уйдет резко вверх. Итого от моста получается примерно 2,5 километра. Спокойная и широкая на протяжении сегодняшнего дня Бзыбь здесь начинает бесноваться и прыгать по камням. Это нижняя граница самого верхнего из Бзыбских каньонов. Того самого, который путешественник вынужден обходить правым берегом по перевалам Чибисха, Чамашха и Гваштхва. Мы же подымаемся вверх по левому берегу. Почти сразу же тропа выходит на поляну поросшую по краям молодым орешником. Постарайтесь не потерять тропу на зеленом ковре травы и цветов. С другой стороны поляны тропа ныряет в буковый лес и дальше подымается совершенно очевидно и заметно серпантином вверх и вверх. По этой дороге, как и Гудаутским перевалом в большом количестве гоняют скот. Общее время подъема от третьего ручья - три часа. Набор высоты - 800 метров. Воды и мест для стоянок на всем протяжении подъема нет. Лишь ближе к перевалу, на последнем километре начинаются ручьи и роднички. Тут в принципе можно разбить лагерь, как и на самом перевале (тогда за водой придется сбегать чуть назад).

Перевал Доу. Второе его название - Сухумский. Для жителей Псху - это самый простой и короткий путь во внешний мир, в Сухуми, отсюда и это неисторическое название. Высота перевала 1390 метров над уровнем моря. На перевале стоит несколько памятных знаков героям Великой Отечественной. Лес с деревьями великанами мы так и не покинули, перевал также в лесу. Поэтому обзор пройденного и дальнейшего пути, а также прочих окрестностей отсюда сильно ограничен.

Перед тем как начинать спуск на южную сторону стоит взглянуть на часы. Следующее более-менее приемлемое место для лагеря (с водой и плоским местом на одну двухместную палатку) не ранее чем через три часа хода с хорошим темпом. Сперва тропа даже особо не спускается, а бежит по длиннющей (1 час хода) горизонтальной полочке. Потеряв в высоте 100 метров за примерно 3 километра пути мы наслаждаемся видом поросших густым лесом ущелий верхней части бассейна Западной  Гумисты. В какой-то момент полочка так изогнется, что будет даже виден наш перевал Доу. По окончании почки тропа камнем падает вниз теряя на протяжении двух километров 600 метров высоты (с 1250м до 650м). Помогает ей в этом сопутствующий хребтик, по гребню которого она и бежит. Тут ни в коем случае не стоит выдумывать альтернативных и новых путей, кругом очень крутые склоны. Сама же тропа как это часто случается на спусках-подъемах постоянно раздваивается и вновь соединяется. На высоте примерно 650 метров над уровнем моря, через полтора часа спуска тропа неожиданно и не совсем очевидно ныряет влево. Тут можно легко по инерции проскочить поворот и двигаться дальше по хребтику. Вас должно при этом остановить отсутствие следов под ногами и отметок на деревьях. Уйдя влево тропа пересекает один из притоков З.Гумисты. Это - первая вода после пары ручейков на тропе-полочке под перевалом. Если спуск сюда занимает 2,5 часа, то подъем на перевал можно оценить как 4-5 часов.

Далее достаточно очевидно по тропе можно спустится до самой З.Гумисты. Попробуем описать менее очевидный путь при подъеме. Огромная поляна на левом берегу З.Гумисты куда вас выводит путь подъема вдоль реки. В начале поляны - остатки стоянки пастухов (или охотников). Скот разбредается по зеленому лугу и, соответственно, тропа рассеивается, чтобы в дальнем конце луга снова собраться и резко уйти вверх направо. 100 метров подъема и мы на старой автодороге (шире чем просто тропа). Идем налево, не набирая высоты, но и не спускаясь. Метров через 300 старая автодорога упирается в покинутые хутора. Прямо перед этим тропка ныряет в овраг налево - это и есть путь на Доу. Через 10 минут - описанная выше по тексту речка (с последней перед долгим подъемом наверх водой). В качестве стоянки все же удобнее всего использовать нижнюю поляну с остатками стоянки пастухов.

С этой самой поляны путь спуска неразрывно связан с Западной Гумистой. Самая крупная река района, остальные - впадают в нее. Так и нужно ориентироваться. Поначалу тропа предлагает какие-то варианты по обеим берегам речки, с регулярными бродами и пролазами сквозь кустарник на выступающих мысах (без бродов). Через полтора-два часа особых вариантов не остается и путь лежит по хорошей дороге. Дорога тут вполне посильна для грузовиков и возможно даже УАЗиков. Переобуваться на бродах - изрядная потеря времени, лучше так и идти в мокрых ботинках весь день, чтобы вечером их высушить. Броды вполне проходимы, просматриваемы и очевидны. В начале сентября нигде выше колена не получается. Вдоль пути регулярно попадаются дикие яблони, которые приятно разнообразят скудный походный рацион.

Остатки железных ворот (только столбы) означают, что только что было пройдено впадение Речки (левый приток). Еще полтора часа и будет первый мост, автодорога его предусмотрительно обходит, но пешком по нему пройти реально. Отсюда начинаются отметки (две желтых полосы), заканчивающиеся на мосте через Бзыбь.

Через полчаса оказываемся в месте, обозначенном на карте как Адзыбжара. Поселок покинутый, однако видно, что на некоторых хуторах продолжают жить и вести хозяйство. Много альтернативных дорог и поворотов, но выбирать просто - по самой накатанной. Здесь нам в последний раз придется перебродить З.Гумисту (далее только ее притоки). Некоторое время автодорога идет прямо по дну протоки. Здесь в окрестных лесах часто можно услышать бензопилу.

Первая крупная, примерно равнозначная, развилка и большой левый приток. Это впадение Чедыма, последний брод при спуске (не считая экскурсионного на Сухум ГЭС).  Для подымающихся в этом месте следует выбирать самую левую дорогу (еще две уйдут по разным берегам Чедыма). Интересна этимология названия: русский топограф спросил своего проводника (армянина по национальности), что это за река? "Не знаю", - ответил проводник, что по-армянски звучит как "че дым". Топограф так и нанес эту реку на карту. Через 200 метров дорога предложит два варианта: Верхний и Нижний. Более накатан нижний, им и спускаемся. 6-7 километров пути и мы возле 2-й очереди Сухумской ГЭС. Величественное зрелище, стоит того чтобы побродить по трем этажам двух разрушенных зданий. Вся эта местность носит название Двуречье (скорее всего имеются ввиду З.Гумиста и Чедым).

Дорога постепенно забирается все выше и выше по левому берегу З.Гумисты, предоставляя прекрасные виды на ее долину.  Через 10 км она наконец-то выкатывается на перевал. В этом месте - нижняя граница расположенного на склонах села Ахалшени. Именно здесь поворот с основной (нашей) дороги на Цумур (все село Ахалшени пройдет именно там). Этот же поворот является соединением Нижней и Верхних дорог, развилку которой мы встречали встречали сразу после Чедыма. Отсюда спуск длиной примерно 3 км и мы на мосту через Восточную Гумисту. Здесь в нашу (большей частью лесовозную и малозагруженную трансптом дорогу) вливается дорога на Каманы. Отличный траффик, можно вполне надеяться уехать в сторону Сухуми. Если пройти еще немного (через мост), то удастся посетить облагороженный источник со Святой Водой.

Еще один вариант окончания путешествия - при спуске с Ахалшенинского перевала обратить внимание на стенд с правой стороны. На нем - схема окрестных святых мест и троп по ним. Судя по стенду на расстоянии полутора километров (отсюда по тропе, а не дороге) находится село Каманы.

Путь от речки с первой после спуска с Доу водой до моста перед Каманы занял у нас 10 часов очень быстрого хода (включая небольшие привалы и 40-минутную экскурсию на Сухум ГЭС). При подъеме (а возможно и при спуске) стоит разбить его на две части (с ночевкой в Адзыбжара). Либо же стараться подъехать как можно ближе, дорога тут далеко не самая худшая в Абхазии.


 
© 2001-2006 Moscow Institute of Physics and Technology (State University)
Developing: Center of Pre-University Education «Phystech-Center».
Site created with ARP-technology
Рейтинг сайтов  Arp.site