Физтех в лицах
 команда Бардюр
команда БардюрКарты, GPS, ОтчетыКартыСеверная АбхазияОписание пути из Гегского ущелья к Рице (по Ацетуке)

Фото

Описание пути из Гегского ущелья к Рице (по Ацетуке)

С Рицинской трассы к Геге ведет хорошая дорога. На повороте возле моста часто находятся частники - владельцы УАЗиков. За 1500 рублей (на машину) они готовы поднять вверх к водопаду и спустить вниз всех желающих. Владельцы неполноприводных легковушек часто пользуются их услугами. Можно сходить и пешком. Первых 2 километра дорога серпантином взбирается вверх на 400 метров. Пересекает Гегу (тут расположен ресторан Даура Симсима, крайне рекомендую) и дальше идет еще 4 километра по ровной местности до Гегского водопада. Возле водопада - автостоянка и сопутствующий ей дорогой ресторан (0,5 Дюшеса по 50 руб!, а кроме напитков кажется и нет ничего особо). По этой стороне реки дальше идти не следует. Дорога заканчивается через сто метров красивым, выдолбленным пленными немцами в скале, тоннелем. Идти следует по дороге, с того берега Геги, где водопад. Примерно через 9-10 км после водопада(2 часа пути по отличной дороге) - стоит памятник трагически погибшему охотнику Капба. Долина Геги уходит налево (там начинаются Черкесские Поляны), а нам продолжать путь прямо на север, т.е. сворачивая с дороги направо. Поначалу тут тоже неплохая дорога. Автомобилепроходимая. Дорога делает глубокий зигзаг, чтобы перебродить небольшой ручей. Через 50 метров развилка, надо выбрать правую, уходящую вверх дорогу, обычно она и есть наиболее натоптана. Вскоре в какой-то момент оползень превращает автомобильную дорогу в тропинку, но тоже вполне очевидную. На высоте 1500 метров над уровнем моря расположен стол со скамейкой, скворечником сверху. Удобное место для привала и перекуса, а если приспичит, то и ночевки. Но отсюда уже недалеко до альпийских лугов, где расположен пастуший балаган с гостеприимными хозяевами. После стола тропинка режет склон понемногу набирая высоту и переходя несколько ручьев. Примерно на 1800 сваливается в основную долину, где сперва идет по невысокому лесу, а потом среди высокого разнотравия. Переходим речку, еще 200 метров и пастуший балаган. Прямо над балаганом - местность (или горный проход) называемый Арба (что означает "место, где ходят армии"). Ходили армии видимо через Гагрский хребет. Государственной границы в те времена здесь не пролегало. На Арбе, говорят, до сих пор можно найти жертвенные наконечники стрел.

Первый перевал в сторону Рицы отлично виден из балагана на границе левого борта долины. Из двух вариантов надо выбрать левый и подыматься к нему прямо по ручью. Иногда вдоль ручья будут мелькать остатки охотничьей тропы. На самом перевале тропы уже нет. Прекрасный вид назад на долину, откуда только что пришли. На противоположном склоне можно различить пару вполне проходимых без снаряжения перевалов ведущих в Россию. Домик пастухов виднеется аккурат в разрезе склона, по которому совершен подъем. В другую сторону открывается огромный котлован. Спускаться в него не нужно. Следует продолжать движение на юго-восток, где через 500 метров будет Второй перевал, высшая точка маршрута 2500 метров над уровнем моря. Троп тут тоже четких нет. Видна долина речки Турбаза, уходящей в вниз. На границе леса блестит металлической крышей домик охотников. Можно туда спуститься и разбить лагерь, однако пути вниз по Турбазе не обнаружено. Вероятно тут также есть возможность проломиться насквозь, по склонам и речке, но к Рице турбаза выйдет в очень неудобном углу, нет не только автодороги, но и приемлемых троп по берегу. На карте в том месте обозначена пристань, возможно это и есть вариант выброски/заброски оттуда. Путь со второго перевала лучше держать на третий перевал. Это - через хребтик, ограничивающий долину Турбазы слева. Сам хребтик четко просматривается, хотя что именно на нем лучше всего сойдет за перевал - неясно. Охотничья тропа от домика бежит именно в сторону третьего перевала, видимо подымаются сюда по долине речки Ацетука. Четкой тропы нигде не видно, но встречаются ее фрагменты. Спуск прямо по ручью, переходящем в речку Ацетука с третьего перевала, до озера Рица занял 5 часов. Последних 500 метров, после каких-то полуразрушенных гидротехнических сооружений по правому берегу до Рицы появляется тропа. В месте устья Ацетуки расположен комплекс правительственных дач вождей пролетариата, часто посещаемый туристами и с хорошей автомобильной дорогой до Рицинской трассы. Маршрут помечен желтой краской от памятника Капба до Второго перевала. Пару раз встречались бело-красно-белые отметки еще какого-то маршрута союзных времен.

Есть варианты и более короткого, но менее ясного пути к Рице. Направо можно свернуть не доходя примерно ста метров до памтяника Капба. Если повезет найти охотничью тропу, то она выведет на хребет Пшегишхвы. Можно попробывать прорваться и без тропы. В результате также выход на хребет Пшегишхвы. Можно дойти по хребту до самой горы откуда открывается прекрасный вид. На склоне, юго-западнее примерно в километре от вершины есть родничок и возможно разбить стоянку. Тропы вниз нет, спуск следует осуществлять прямо по бурелому к озеру Малая Рица, и уже от него дойти до Рицинской обзорной площадки. Также местные пастухи и охотники поворачивают направо от вышеописанного стола и выходят на альпики, где находится еще один балаган. От балагана тропа уходит влево среди криволесья, оставляя Пшегишхву справа и выходит на гребень к началу высокого пихтового леса. С этого места уже видна Малая Рица. Идти дальше по гребню, обходя озеро по старой тропе и  оставляя его справа.